УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ
Успешность
адаптации зависит от достигнутого ребенком уровня психического и физического
развития, состояния его здоровья, степени закаленности, привитых ему навыков
самообслуживания, умения общаться со взрослыми и сверстниками,
личностных качеств ребенка, степени его тревожности, личностных качеств и
социального положения его родителей. Если у ребенка есть какие-либо отклонения
в одной из вышеперечисленных сфер, ему будет труднее адаптироваться к новому
микроклимату, иным условиям организации жизни и деятельности. Адаптация- всегда
живой, активный процесс вживания ребенка в коллектив, привыкания его к новым
условиям, она может быть как успешной, так и негативной, стрессовой. Чаще
период адаптации вызывает как раз стрессовую ситуацию в организме.
Примерные сроки и
критерии успешной адаптации ребенка к детскому саду
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы
адаптационного периода:
1.
Лёгкая адаптация
Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок
прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще
обычного.
Физиологические
критерии:
Здоровье. В
период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
Аппетит.
В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не
наблюдается.
Сон. В
первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть
непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.
Психоэмоциональные
критерии:
Эмоциональный фон. Настроение бодрое, заинтересованное, может
сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное эмоциональное состояние,
однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой
возврат как к положительным, так и к отрицательным
эмоциональным реакциям.
Поведение.
В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности,
направленное на выход из ситуации - это активный двигательный процесс.
Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.
Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех
голосовые реакции.
Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом
ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание
длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса.
Физиологические
критерии:
Здоровье.
Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны
изменения вегетативной нервной системы. Может снизиться вес, могут
появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит
через 20-40 дней.
Аппетит.
Аппетит снижается. В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит
восстанавливается через 20-40 дней.
Сон.
Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со
слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.
Психоэмоциональные
критерии:
Эмоциональный фон. Наблюдается подавленность, напряженность,
пассивное подчинение. Быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый
плач, или, наоборот, заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню,
эмоциональное состояние нормализуется.
Поведение.
Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от
участия в деятельности, в игре ребенок не пользуется приобретенными
навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может не пользоваться.
Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет
уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое
истощение организма.
Физиологические
критерии:
Здоровье. Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение
вегетативной нервной системы. Появляются признаки невротических реакций.
Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может
снижаться. Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая
рвота.
Аппетит.
Аппетит снижен. Стойкий отказ от
еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от
самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.
Сон.
Плохо засыпает, сон короткий,
прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во
сне. Восстанавливается примерно к 60 дню.
Психоэмоциональные
критерии:
Эмоциональный фон. Отсутствие активности при стертых отрицательных и
эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх, ступорозное состояние
без попыток активного сопротивления) Настроение безучастное много и длительно
плачет.
Поведение.
Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности
Рекомендации родителям
по подготовке ребенка к поступлению в ДОУ:
1) укреплять иммунитет ребенка,
проводить закаливание;
2) приучать малыша к самообслуживанию,
умению самостоятельно потреблять пищу;
3) учить чистоплотности и аккуратности,
приучать к ежедневному выполнению гигиенических процедур;
4) постепенно корректировать режим дня
ребенка, приближая его к режиму детского сада;
5) учить ребенка играть самостоятельно;
6) водить ребенка на детскую площадку и
учить общаться с другими детьми;
7) перенести начало посещения детского
сада на более раннее время, если в семье ожидается прибавление.
Рекомендации родителям по облегчению адаптации ребенка к ДОУ:
1) первый раз привести ребенка в детский
сад только для знакомства с группой и воспитателем, не оставлять одного;
2) постепенно увеличивать время
пребывания ребенка в детском саду, оставляя его сначала до завтрака, потом до
обеда. Затем забирать после сна и только через 3-4 недели оставлять на целый
день;
3) самим забирать ребенка из детского
сада на протяжении всего адаптационного периода;
4) рассказать воспитателю и медперсоналу
ДОУ об особенностях и привычках ребенка (какие нравятся сказки, во что любит
играть, как реагирует на громкие звуки, большое количество людей, от чего
плачет и т. д.);
5) принести из дома игрушку, фотографию,
книжку, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, брошенным, имел хоть что-то
из привычной ему обстановки;
6) обязательно расспрашивать ребенка о
том, как прошел его день в ДОУ, похвалить его за поведение, удачи;
7) в выходные, период болезни и другие
дни, когда ребенок находится вне детского сада, уделять ему достаточно
внимания, чтобы он не чувствовал себя брошенным;
8) не переводить малыша в другой детский
сад.
Эти меры помогут детям быстрее пройти период адаптации
и вернуться в привычное физиологическое и психическое состояние.
Для того чтобы у ребенка сложился
положительный образ ДОУ, родителям в семье следует всегда положительно
отзываться о работе воспитателей, об условиях жизни, оформлении интерьера,
режиме детского дошкольного учреждения, несмотря на возможное критическое
личное отношение. Если малыш в чем-либо отстает, с чем-то не справляется, ему
следует оказать поддержку, настроить его на позитивный лад, научить
преодолевать препятствия. Невыполнение каких-либо требований воспитателей и медперсонала
ДОУ ведет к отрицательным формам поведения ребенка; чтобы этого избежать,
необходимо убедить его в необходимости подчиняться требования режима ДОУ.
Психологическая готовность к посещению ДОУ - один из важнейших показателей его
психического и физического развития.
По возникшим вопросам
вы можете
записаться на консультацию к
педагогу-психологу
Кочергиной Екатерине
Дмитриевне.
Консультации проходят
еженедельно
по вторникам и четвергам с 8.00 до 9.00 часов.